Сами мы не местные

Сами мы не местные

Развитие собственного производства в России — в последние годы явная тенденция работы иностранных автокомпаний. Несколько заводов уже давно выпускают комплектующие для иномарок. Недавно компании Ford и Volkswagen запустили производства двигателей для нескольких своих моделей, собираемых в нашей стране.

Нестабильное положение рубля в сочетании с ужесточением внешнеполитического курса России заставляет участников отечественного автомобильного рынка искать способы снижения издержек. Просто пересчитать стоимость в соответствии с текущим курсом валюты значит взвинтить цены на автомобили практически вдвое. На такой шаг решаются немногие. Другой очевидный путь — максимальная локализация производства.

На этом фоне знаковым событием можно назвать открытие сразу двумя брендами, Ford и Volkswagen, собственных производств двигателей на территории России. Учитывая, что это один из самых технологичных агрегатов, можно сказать, что пик локализации для некоторых моделей данных марок уже практически достигнут.

Volkswagen

Volkswagen понадобилось три года, чтобы наладить выпуск моторов на площадке в Калуге. Была построена сборочная линия площадью 32 тысячи квадратных метров. Начиная со следующего года до 30% собираемых здесь машин должны оснащаться двигателями отечественного производства. Первенцем, сошедшим с конвейера, стал бензиновый мотор 1,6 MPI серии EA 211.

Данные силовые агрегаты будут устанавливаться на модели Skoda Rapid и Volkswagen Polo, выпускаемые на заводе Volkswagen в Калуге, а также на модели Volkswagen Jetta, Skoda Octavia и Skoda Yeti, собираемые в Нижнем Новгороде. Стоит отметить, что сами двигатели также имеют довольно высокую степень локализации. Заготовки блока цилиндров и головки блока цилиндров поступают в Калугу с ульяновского завода компании Nemak, производящей детали из отечественного алюминия. В производственном процессе используется песок с местного месторождения.

Ford

Примерно аналогичным образом выглядит ситуация и в компании Ford. Здесь площадь цехов несколько больше — 42 тысячи квадратных метров. Предприятие расположено на территории свободной экономической зоны «Алабуга», рядом с одним из трех автомобильных заводов Ford Sollers в России. В настоящий момент заявленный объем выпуска составляет 105 000 двигателей в год, с возможностью дальнейшего расширения до 200 000 двигателей в год. Так же как и Volkswagen, Ford планирует ставить эти моторы как минимум на 30% производимых в России автомобилей. Сходящий с конвейера бензиновый двигатель Duratec объемом 1,6 литра имеет три варианта исполнения — мощностью 85 л.с., 105 л.с. и 125 л.с. Он полностью выполнен из алюминия и отвечает всем стандартам качества Ford и современным экологическим требованиям. Мотор будет устанавливаться на Ford Fiesta в версии седан и хэтчбек, на новый Ford Focus и субкомпактный кроссовер EcoSport. Локализованные компоненты самого двигателя — блок цилиндров, головка блока, коленчатый вал, крышка коленвала и поршни. Кроме того, компоненты поставляют ОАО «Заволжский моторный завод», Группа ГАЗ, и костромское предприятие «Мотордеталь».

Как отметил Марк Овенден, президент и CEO Ford Sollers: «Открытие нового двигателестроительного завода сегодня означает, что мы четко придерживаемся своих планов и компания Ford Sollers подтверждает свой статус важного игрока в российской автомобильной промышленности. Завод двигателей Ford Sollers — это современное и высокотехнологичное предприятие, при подготовке к его запуску использовался накопленный опыт и компетенции компании Ford во всем мире. Этот проект позволит Ford Sollers укрепить позиции на рынке и предложить локализованные продукты Ford, адаптированные для нужд российских покупателей».

Mazda

Планы по производству двигателей на российской земле имеет и японская Mazda. В сентябре этого года в рамках Восточного экономического форума был подписан соответствующий меморандум о намерениях между первым заместителем министра промышленности и торговли РФ Глебом Никитиным, уполномоченным директором, президентом и главным исполнительным директором Mazda Масамичи Когаи и генеральным директором ПАО «Соллерс» Вадимом Швецовым. Основой для новой производственной площадки должен стать завод совместного предприятия «Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус» во Владивостоке. С момента запуска в 2012 году там было произведено около 80 000 автомобилей Mazda. Но, в отличие от площадок, расположенных в Европейской части России, здесь всерьез рассматривается возможность дальнейшего экспорта моторов. Низкий курс рубля, а как следствие — удешевление производственных издержек, могут дать неплохой экономический эффект. Особенно на фоне производства в Японии с ее стабильно дорогой йеной.

Другие варианты

И если для автопроизводителей идея экспорта во многом еще находится в стадии обсуждения, то, к примеру, производители шин уже компенсируют скачки курса рубля подобным образом. Так, производственная площадка концерна Continental в Калуге, в лице ООО «Континентал Калуга» не только максимально перешла на отечественное сырье, но и еще в апреле запустила поставки шин Continental в Белоруссию и Украину. Затем последовал родной для компании рынок Германии и Франции. Сейчас на очереди — Скандинавские страны. Не отстают и производители сельхозтехники. Один из крупнейших мировых игроков, компания «Ростсельмаш», в следующем году планирует освоить рынки Великобритании, Сербии и Хорватии.

Но далеко не все автопроизводители готовы пойти на дополнительные вложения в условиях нестабильного рынка. Скорее наоборот — есть попытки вернуться к крупноузловой сборке SKD. Такие запросы уже поступают в Минпромторг России. Но, учитывая, что подобная практика идет в разрез с существующими соглашениями, ответ, скорее всего, будет отрицательный. Тем не менее, есть определенные надежды на развернутую помощь со стороны правительства. Не считая уже существующих программ, стимулирующих потребительскую активность, реально обсуждается возможность пересмотра формулы расчета степени локализации. С большой долей вероятности, программа утилизации и программа льготного кредитования будут расширены и на 2016 год. А если удастся провести решения по стимулированию экспорта, то есть хорошие шансы привлечь столь необходимые дополнительные инвестиции. Ну, а пока всем стоит приготовиться к весьма непростым временам. Как сказал председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер: «Недавнее резкое ослабление рубля гарантирует, что рынок увидит немедленный рост продаж, за которым позже последует соответствующее падение. Будьте готовы к еще одному заезду на американских горках!»