Можно перевести предприятия ОПК на гражданские рельсы?

Можно перевести предприятия ОПК на гражданские рельсы?

В условиях сокращения государственного оборонного заказа государство пытается поддержать предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Оборонке предлагают диверсифицировать производство с применением механизма специального инвестиционного контракта (СПИК). Что из этого получится?

Законодательное поле

Правительство отправило в  проект федерального закона «О внесении изменений в статью 111.3 Федерального закона „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“.

Документ был разработан по вопросам диверсификации производства высокотехнологичной продукции гражданского назначения организациями оборонно-промышленного комплекса. „С учетом того, что в перспективе объемы закупок в рамках гособоронзаказа будут иметь тенденцию к снижению, для предприятий ОПК возрастают риски снижения рентабельности и сокращения объемов производства. Поэтому существует объективная потребность в своевременной диверсификации деятельности организаций. Для этого необходимо использовать в том числе механизм специального инвестиционного контракта“, — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Минимальный объем федерального СПИК составит 750 млн руб., в субъектах этот показатель местные власти определяют самостоятельно.

Сдерживающие факторы

СПИК до этого момента широко использовался в автомобилестроении. Специальный инвестиционный контракт — это соглашение между инвестором и Российский Федерацией (или ее субъектом), в котором фиксируются: обязательства инвестора создать / модернизировать производство промышленной продукции / внедрить наилучшие доступные технологии в предусмотренный срок и обязательства РФ или ее субъекта гарантировать стабильность налоговых и регуляторных условий и предоставить меры стимулирования и поддержки.

СПИК в автопроме называют „билетом в господдержку“: в обмен на гарантии инвестиций и локализации власти в рамках специнвестконтрактов обещают субсидии и компенсации таможенных пошлин на ввоз импортных автокомпонентов, а также возврат выплат утилизационного сбора. Не зря на СПИКе сегодня, например, сидит ООО „МАЗДА СОЛЛЕРС Мануфэкчуринг Рус“, запустившее на этой основе в ТОР „Надеждинская“ моторное производство.

Вопрос в том, что в оборонке своя специфика. Как считают эксперты, особым сдерживающим фактором здесь является отсутствие условий поддержки российского производителя (уровень ввозных пошлин, налоговая нагрузка и сборы, энерго-, топливные и транспортные тарифы, зарегулированность разрешительных и оформительских процедур, кадровые проблемы). Предприятия ОПК России, включая Приморье, будут вынуждены конкурировать с транснациональными мировыми корпорациями, особенно в наукоемких, технически и технологически сложных изделиях, системах, технологиях.

»В настоящее время предприятия ОПК все более активно сталкиваются с проблемой снижения гособоронзаказа, — считает генеральный директор ОАО «Дальприбор» Роман Титков. — В ОПК есть предприятия, где изделия имеют двойное назначение. Есть предприятия узкопрофилированные, организованные под выпуск только военного специального оборудования. И первым и вторым для выживания необходим портфель заказов, и желательно — рентабельных».

Проблемы с заказами на ряде предприятий ОПК Приморья ощущаются уже давно. Так, на  (завод по ремонту атомных подводных лодок) проходят масштабные сокращения, в том числе ИТР и рабочих специалистов.

Андрей Якимчук, генеральный директор ПАО „Славянский СРЗ“: „Последние 10 лет были высоки расходы в рамках гособоронзаказа. Предприятия ВПК работали с высокой рентабельностью. Но катеров и вертолетов наделали, сколько необходимо. Военной продукции выпустили достаточно, на десять лет вперед“.

Последствия

Можно перевести предприятия ОПК на гражданские рельсы? „Гражданское и военное судостроение и судоремонт отличаются в разы. Совершенно иные требования. Вы привыкли выпускать продукцию за миллион рублей, а на рынке вам дают за нее полмиллиона. Уменьшить специалистам в два раза зарплату не получится, накладные уменьшить — также“, — считает Андрей Якимчук.

По его словам, коллизий будет много, „кого-то придется выгнать на улицу“. Как выкрутятся „чистые“ оборонные предприятия? В Приморье работает около двух десятков специализированных оборонных предприятий и несколько соисполнителей госзаказа — это судоремонтные, машиностроительные и авиационные предприятия. На предприятиях отрасли производятся самолеты и вертолеты, навигационные приборы, различная арматура и оборудование, осуществляется ремонт морских судов. Однако насколько готовы к очередной конверсии другие крупные предприятия — большой вопрос.

Роман Титков уверен, что предприятия будут вынуждены вести работу по поиску гражданского продукта, исследование и оценку рынка. Затем, в случае положительных оценок, инвестировать в разработку, испытания изделий, подготовку, освоение производства. На это, как считают оборонщики, потребуются значительные денежные средства, время и экономическая стабильность в стране. Каждое предприятие взвешивает эти риски самостоятельно, с учетом своих возможностей и перспектив.

Роман Титков: „Предлагаемый вариант СПИКа, даже в размере 750 млн рублей, скорее всего, смогут позволить себе крупные предприятия, холдинги, госкорпорации. Предприятиям среднего уровня делать вложения такого уровня целесообразно только при нахождении рентабельного гражданского продукта, с прибылью покрывающего эти и другие вложения. „Дальприбор“ в настоящее время активно разрабатывает изделия двойного назначения и планирует в ближайший период вывод их на гражданский рынок, включая экспорт. Но СПИК в нынешней редакции использовать не планирует. 14 марта на съезде вице-премьер объявил о подготовке законопроекта о СПИК-2. С льготами для промышленности и другими преференциям, включая налоговые, при высокотехнологичных разработках в приоритетных отраслях, определенных правительством страны. СПИК-1 интересен для крупных предприятий, участников госкорпораций, которые способны производить рентабельную гражданскую продукцию и вернуть государству 750 млн в случае неудачи“.

, директор по развитию — главный инженер ПАО „Завод „Варяг“: „Для заводов „Звезда“ или „Прогресс“ 750 млн рублей не являются деньгами, которые определяют экономику. В то же время у всех есть вопросы, связанные с выполнением госзаказа. Развитие гражданского судостроения, авиастроения — на это нужны гораздо большие инвестиции. Требуются не просто разовые вливания, а государственные проекты. Что-то вроде программы конверсии позднего СССР. Суммы, которыми оперирует Минпромторг, крайне невелики. Что касается перестройки предприятий на гражданский заказ: ну а какой в этом смысл? Оборонка, слава богу, как-то живет. Не проще ли построить новые заводы, которые бы выпускали конкурентоспособную гражданскую продукцию? Зачем выпускать прищепки на заводе, который делает самолеты?“